Что такое буллинг?
Буллинг (от английского bullying – «запугивание», «издевательство», «травля») – это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля – это синонимы, описывающие одно и то же явление.
Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина – это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто – малознакомыми или анонимными агрессорами).
Но чаще всего – в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.
Как выглядит буллинг в школе?
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:
- Агрессор – тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
- Жертва – тот, на кого направлено насилие.
- Наблюдатели – те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Цель агрессоров – не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего – психологическое унижение, например:
- словесные оскорбления;
- используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
- отбирают или портят вещи жертвы;
- заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
- толкают жертву, кидают в неё предметы.
Чем буллинг отличается от конфликтов?
Три главных отличия:
- Конфликт – это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг – это протяжённый во времени социальный акт, цель которого – поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
- Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
- Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.
Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, – это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода – постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, – это уже буллинг.
Чем буллинг отличается от розыгрышей?
Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:
- Розыгрыш – это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
- Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра – вы над ним), а буллинг – это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит – это буллинг.
Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?
- Не закрывать глаза на проблему. Травля – это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
- Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
- Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
- Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
- Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
- Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
- Если школа не принимает мер – стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
- Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.
Что делать, если мой ребёнок буллит других?
Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так – даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.
Агрессия возникает:
- из-за сложностей с коммуникацией,
- из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
- из-за давления учителей,
- из-за возрастного или личностного кризиса.
В целом, травля – это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.
Что поможет:
- Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
- Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе – поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
- Буллинг – это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
- Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, – и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?
Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?
Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие – это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.
Что поможет:
- Травля и насилие – это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
- Расскажите ему, что заступиться – это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
- Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг – это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.
Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.
Формы кибербуллинга:
- Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
- Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
- Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
- Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
- Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.