МАОУ "Образовательный центр № 2 "Сфера" р.п. Сенной"
Саратовская область, Вольский район, р.п. Сенной
  • Информационная безопасность

      Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита обучающихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

      Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

      • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к обучающимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
      • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
      • защищенная законом интеллектуальная собственность.

      Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.

      В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:

      • обеспечение сохранности защищаемых данных;
      • поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
      • обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.

        Как обезопасить детей в сети Интернет

           

        НЕЛЬЗЯ

        1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

        2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

        3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

        4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

        5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

        ОСТОРОЖНО

        1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

        2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

        3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

        4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

        5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

        МОЖНО

        1. Уважай других пользователей;

        2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

        3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

        4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

        5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

           Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi

        1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

        2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;

        3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;

        4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;

        5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";

        6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

        Основные советы по безопасности в социальных сетях  

        1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

        2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

        3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

        4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

        5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

        6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

        7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

        Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами

        1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

        2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

        3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;

        4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.   

        Электронная почта

        Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
        Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
        1.    Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
        2.    Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
        3.    Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
        4.    Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
        5.    Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
        6.    Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
        7.    Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
        8.    После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

          

        Кибербуллинг или виртуальное издевательство

         Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
        Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
        1.    Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
        2.    Управляй своей киберрепутацией;
        3.    Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
        4.    Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
        5.    Веди себя вежливо;
        6.    Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
        7.    Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
        8.    Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
         

        Мобильный телефон

        Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
        Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
        Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
        Основные советы для безопасности мобильного телефона:
        1.    Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
        2.    Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
        3.    Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
        4.    Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
        5.    Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
        6.    После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
        7.    Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
        8.    Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
        9.    Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

        Фишинг или кража личных данных

        Главная цель фишинг - вида Интернет-мошенничества, состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
        Основные советы по борьбе с фишингом:
        1.    Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
        2.    Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
        3.    Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
        4.    Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
        5.    Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
        6.    Отключи сохранение пароля в браузере;
        7.    Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

          Список сайтов
        • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
        • http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
        • http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
        • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
        •  www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
        • http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
        • http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
        • http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
        • http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
        • http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
        • http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
        •  http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
        • http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
        • http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
        • http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.
        • http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
        • http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
        • http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
        • http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
        • http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
        • http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
        • http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
        • http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
        • http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
        • http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
        • http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
        • http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
        • https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
        • https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
        • http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).
        • https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
        • http://rosmetod.ru — Росметод.
        • http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.
        • http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
        • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

        • http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

        • http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

        • http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

        • www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

        • http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

        • http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

        • http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

        • http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

        Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

          Уважаемые родители!

        1. Установите на компьютер специальные программные фильтры, которые могут блокировать всплывающие окна и сайты с определенной тематикой. Родительский контроль можно устанавливать непосредственно с помощью операционной системы и антивирусных программ.
        2. Создайте на компьютере несколько учетных записей. Учетная запись администратора должна быть у родителя.
        3. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с какой информацией он сталкивается в сети.
        4. Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка контентов.
        5.  Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Лучше вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полностью игнорировать.
        6. Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в черный список».
        7. Если ребенок расстроен увиденным или попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуацию. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
        8. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе в «друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или людьми постарше. 
        • Объясните детям, что:

        •      далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в Интернете. Для этого существуют определенные правила проверки достоверности информации. Признак надежного сайта: авторство сайта, контактные данные авторов, источники информации, аккуратность в оформлении информации, актуальность данных;
        •  при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
        •  нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы, адрес электронной почты, личные фотографии и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фото и видео;
        •  нельзя размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения;
        • при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации;
        •  встречи с незнакомыми людьми из Интернета опасны. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.

        К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

          1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
          2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
          3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
          4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
        Что понимается под информационной безопасностью

        Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

        На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

        • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
        • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
        • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

        Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

        Основные угрозы информационной безопасности

        Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

        Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

        Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

        Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

        Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

        Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

        • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
        • отказы и сбои аппаратуры;
        • ошибки в программном обеспечении;
        • ошибки в работе персонала;
        • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

        Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

        • недовольством служащего своей карьерой;
        • взяткой;
        • любопытством;
        • конкурентной борьбой;
        • стремлением самоутвердиться любой ценой.

        Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

        • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
        • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
        • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
        • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

        Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

        Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

        Через человека:

        • хищение носителей информации;
        • чтение информации с экрана или клавиатуры;
        • чтение информации из распечатки.

        Через программу:

        • перехват паролей;
        • дешифровка зашифрованной информации;
        • копирование информации с носителя.

        Через аппаратуру:

        • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
        • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

        Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

        Обеспечение информационной безопасности

        Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

        1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

        Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

        2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

        3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

        • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
        • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

        4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

        5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

        Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

        • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
        • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
        • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
        • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

        Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

        Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

        Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

        Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

        В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

        Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

        1. Объясните обучающимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

        2. Совместно с обучающимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

        3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

        4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

        5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

        6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости обучающихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

        7. Периодически совместно с обучающимся анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

        8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

        9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

        10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

        11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

        Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
        1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
        2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
        3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
        4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
        5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
        6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
        7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
        8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
        9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
        10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
        11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
        12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
        13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
        14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
        15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
        16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
        17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
        Методические и справочные материалы
        Перечень документации в соответствии с обеспечением безопасного доступа к сети Интернет

        1. Положение об использовании сети Интернет в ОУ.
        2. Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет.
        - Регламент Интернет-точки
        - Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к сети Интернет» в школе
        - Регламент по работе пользователей с электронной почтой
        - Инструкция по организации антивирусной защиты в ОУ
        - Памятка по использованию ресурсов сети Интернет
        3. Правила техники безопасности в кабинете информатики
        4. Памятки, инструкции по здоровьесбережению
        5. Инструкция по оказанию первой помощи при поражении электрическим током
        6. Инструкция по пожарной безопасности
        7. Журнал по технике безопасности в кабинете информационных технологий
        8. Журнал регистрации пользователей сети Интернет
        9. Журнал вводного инструктажа по ознакомлению пользователей сети Интернет с правовыми и нормативными актами
        10. Журнал антивирусной защиты
        11. Акт установки (наличия) фильтр-контента
        12. Перечень программного обеспечения, установленного на школьных компьютерах с указанием легитимности его использования и цели его установки
        13. Экспертное заключение надзорных органов о возможности использования компьютерного класса и компьютерной техники в учебном процессе

        Новости 

        Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!».
        28 сентября 2022, 11:16

        Министерство просвещения Российской Федерации информирует, что платформа «Россия – страна возможностей» запустила проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!» (далее – проект). Цель проекта: привлечь внимание родителей и детей к теме цифровой гигиены.
        Профилактика деструктивного поведения в сети интернет.
        17 марта 2023, 17:55

        Акция "Единый день профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
        Цифровой ликбез.
        04 апреля 2023, 21:16

        VK и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России запустили новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез». Проект поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети.

        Документы не выбраны

        Документы не выбраны

        Поделиться страницей

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie